Противотанковых заграждений в годы Великой отечественной было несколько: эскарпы, рвы, мины, ежи, надолбы и др. Однако лишь противотанковым ежам суждено было стать символом той воны. Эскарпы, рвы и надолбы требовали для установки много времени и сил, а скорость продвижения немцев его не оставляла. Необходимо было быстрое и эффективное решение проблемы заграждения танкоопасных участков.
Это решение было найдено генералом Михаилом Гориккером, начальником Киевского военно-технического училища. Он придумал устраивать заграждения из металлических балок, которые назвал «звездочками». Шестиконечные звездочки из прочно скрепленных между собой рельс (противотанковые ежи) прошли испытание в июле 1941 года. Испытание изобретения Гориккера проходило на танках БТ-5 и Т-26. Оба танка быстро получили повреждения и требовали ремонта.
Сразу же было рекомендовано использовать это дешевое, но эффективное изобретение на фронте, где его скоро прозвали «ежом». Но для того, чтобы «противотанковые ежи» были эффективными, нужно было учитывать множество нюансов. Расставлять их следовало рядами, скрепляя между собой. Расстояние между первыми двумя рядами должно было быть полтора метра, до следующего ряда – 2 -2,5 метра. Такая расстановка позволяла иногда перескочить танку через первый ряд, но затем он застревал, получая при этом повреждения.
Распознав опасность нехитрого, но опасного советского изобретения, немцы стали привязывать ряд «ежей» к танку и оттаскивать, делая себе проход. Это было несложно. Тогда советская сторона придумала устанавливать рядом с «ежами» противотанковые мины. А сами заграждения стали прочно скреплять и привязывать к объектам на местности. Делать «противотанковые ежи» следовало только из прочных двутавровых балок, что происходило, к сожалению, не всегда. Непрочный материал позволял легко раздавить «ежа».
Место расположения заграждения из «ежей» также играло роль. Необходимо было ставить его на твердую поверхность, как асфальт, чтобы «ежа» не вдавить, но при этом, например, на бетон не следовало ставить. На более прочной, чем асфальт, поверхности «ежей» зачастую просто можно было подвинуть.
Эффективность «ежей», их дешевизна и простота изготовления, а также несложность транспортировки помогла им стать весьма популярным противотанковым средством в годы Великой отечественной и сыграла большую роль в Победе.